 
Как заявил министр иностранных дел Эстонии Урмас  Паэт  во  вторник  на  парламентских  слушаниях  о внешнеполитической  деятельности правительства, на    состоявшейся 18 мая в Москве встрече   с  российским  коллегой  Сергеем  Лавровым  он  получил заверения российской стороны о возврате регалий "после решения некоторых юридических процедур", сообщает "Интерфакс".
"В  этом  контексте я надеюсь, что Россия вернет регалии Эстонскому государству как можно быстрее", - отметил глава МИД.
Знак отличия Президента Республики - цепь Ордена Государственного герба - является для  Эстонии произведением искусства и реликвией во многом символического характера. Орден Государственного герба был учрежден 7 октября 1936 г. Особым классом Ордена Государственного герба является цепь. Согласно закону цепь Ордена Государственного герба является символом власти президента и передается вместе с должностью Президента Республики, она уникальна, создана в единственном экземпляре и не подлежит дарованию. После того, как летом 1940 г. разразилась война между Советским Союзом и Германией, отступающие красные функционеры помимо других ценностей увезли с собой и цепь Ордена Государственного герба. В 1963 г. регалии президента Эстонии были перемещены из Хранилища государственных ценностей Министерства финансов в Оружейную палату Кремля.
В то же время министр сообщил, что пока еще далек от решения вопрос о возвращении  Эстонии  других  культурных  ценностей  и,  прежде всего, коллекции  художественного  музея  Тартуского университета, хранящейся в Воронежском  университете.  "В  этой  части  Сергей  Лавров был не столь уверен, что коллекцию следует вернуть Эстонии", - сказал Паэт.
Эта коллекция попала в Россию во время Первой мировой войны. В первые дни войны российские войска на фронте потерпели неудачу, и власти уже в ноябре 1915 г. начали эвакуацию имущества Тартуского университета сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь и Воронеж. В конце 1918 г. в Воронеже был основан первый советский университет. Для его создания были использованы учебные материалы, эвакуированные из Тарту, а к работе университета были привлечены покинувшие Тарту преподаватели и студенты, в основном русской национальности. Во владение Воронежского университета также попало имущество Художественного музея Тартуского университета: античная керамика, античные скульптуры из бронзы и мрамора, предметы Древнего Египта, живопись, рисунки и гравюры западноевропейских мастеров, коллекция монет и т.д.
Министр  отметил,   что   российская   сторона   предложила   наладить сотрудничество  Воронежского и Тартуского университетов "для того, чтобы уточнить   и   описать,  о  каких  сокровищах  идет  речь  и  какова  их историческая и культурная ценность".